Wednesday 26 December 2012

Про силу воли и продуктивность в путешествиях

Читаю сейчас занимательную книжку: Willpower: Rediscovering the Greatest Human Strength by Roy F. Baumeister and John Tierney. Начинала без энтузиазма - ну что нового человек, взращенный на "Что делать" и "Как закалялась сталь" может узнать о силе воли? А вот узнала парочку революционных вещей. 

Главная новость для меня: сила воли конечна. Каждый день мы просыпаемся с некоторым ограниченным ее запасом, который нужно расходовать с умом. То есть, если человек встал по будильнику, принудил себя сделать гимнастику и облиться холодной водой, после чего съел ненавистную кашу вместо яичницы, то риск провести рабочий день, шароёбясь по фейсбуку и жежешечке, резко возрастает. И наоборот: наорав на жену и подрезав парочку автомобилей, тем самым он сохранил волевые ресурсы для плодотворного труда. Для меня это стало открытием года - я-то считала, что ровно наоборот, череда неприятных действий волю закаляет (как ту сталь). 

Ещё один важный момент - о пользе привычек: на них не расходуется воля! Если тот же самый человек не мучается, просыпаясь в 6 утра, а делает это совершенно автоматически, то и ресурс не тратится. Следовательно, чем больше обязанностей довести до автоматизма, тем проще жить. 

В другой книжке с очень длинным названием я вычитала еще одно средство сэкономить драгоценную волю: обеспечивать себе соответствующую атмосферу и среду. Не держать дома колбасу, если решил стать вегетарианцем, купить красивенькие кеды, если собираешься бегать - в таком ключе. В качестве примера удачного взаимодействия со средой автор приводит льва, который каждый день величественно сидит на скале в Диснейленде. Никакая сила воли не может его туда усадить, но может температурный режим: в холодные дни скала подогревается, а в теплые  - охлаждается. 

Возьмём меня: я не ленива, дисциплинирована и хорошо организована. По сравнению со среднестатистической женщиной моего возраста у меня очень мало обязанностей. Дети не плачут, работа не горит. Я даже посуду не мою. Казалось бы, какая разница, где я нахожусь? Встаешь утром, садишься и пишешь. 

Так нет же. Я тоже очень сильно завишу от среды, причем эта зависимость мне самой не вполне понятна.

Вот картинка, изображающая количество написанных мною знаков (с сайта Beeminder):


Ну разве это не удивительно? Ведь дома в Италии у меня есть шикарный стеклянный чайник на 1,2 литра, и не менее десяти сортов чая. Любимая чашка. Громкая музыка без наушников. Несколько кресел и лежанок. Магнитная доска. Собственный письменный стол, уставленный фотографиями друзей, которые смотрят на меня с укором, как бы говоря: "Пиши, сучка крашеная!" Но по какой-то загадочной причине пишу я там значительно меньше, чем в Чианг Мае, где особых условий нет: где примостишься, там и творишь. Роль магнитной доски при планировании текстов успешно играет экран телевизора и желтые бумажки.

Я думаю, что причина в эффекте Зейгарник: дома мною постоянно одолевает чувство, что мне нужно сделать всё и сразу. Дочитать кучу книг, довязать кучу недовязов, впечатать в компьютер бумажные дневники за всю мою долгую жизнь, а то вдруг они сгорят или отсыреют, разобрать кучу бумажек, и ещё хотя бы изредка, хотя бы раз в месяц вытирать пыль. Всё это не сравнимо с бытовым героизмом других женщин, но всё же ужасно давит на психику. В путешествиях убирает уборщица, и ничего не надо разбирать. 

Или другой пример - сколько времени я гуляла в этом году (с сайта micoach)


Он не такой наглядный, потому что в январе и феврале (Таиланд) тут плохо ловил GPS,   но всё же суть отражает: в Таиланде я гуляю значительно больше, чем в Италии. При том, что воздух тут не очень, и жарко, и ужасные тротуары, а в Триоре воздух чудесный, природа, красоты. Но три-четыре-пять триорских маршрутов (из них только один относительно гладкий, с перепадом высоты всего метров в 70) мне ужасно надоели. Всякая прогулка - специальная: я иду именно гулять, и часто у меня находятся занятия поинтереснее.

В Таиланде же из дому выходишь с гораздо более актуальной целью: что-нибудь съесть. И хотя еды много, она повсюду, но хочется же сегодня индийского, завтра мексиканского, потом еще надо дойти до правильных соков, или до рынка с фруктами, или до нового массажа по 120 рублей.

Ну и алкоголь. В Италии вино дешевое и вкусное. В Таиланде дорогое и невкусное. Как ни странно, но этого вполне хватает, чтобы месяцами пить там и не пить здесь.

Я как-то совершенно отвыкла строчить такие длинные посты, поэтому немного потеряла нить: к чему это я? Похвастаться, какая у меня крутая среда и я в ней - это конечно, но всё же мораль не очень оптимистическая. Я слишком завишу от среды, чересчур. В Чианг Мае я собираюсь прожить еще два месяца, а куда подамся потом и как на это отреагирует моя сила воли с продуктивностью - неизвестно. Возможно, плохо. Кроме того, вооруженная этими новыми знаниями, я теперь постоянно веду с собой торг:  раз я сегодня прошла пять километров и позанималась тайским, то ведь всё - поезд ушел, сила воли закончилась и знаки можно не писать? 

4 comments:

  1. охуительные графики!

    ReplyDelete
  2. Ужасно интересно, и про книжки, и про Вас!

    ReplyDelete
  3. quantified self!

    ReplyDelete
  4. А мы в Триоре были позавчера:)

    ReplyDelete