Thursday 25 April 2013

Как я работаю в путешествии: программы

Я работаю с текстами, то есть пишу, перевожу, редактирую. Каждый раз, когда мне это надоедает или кажется, что мало платят, я напоминаю себе, что мне страшно повезло. Ведь если бы я работала скульптором или, как моя мама, пианисткой, то болтаться в Азии по полгода было бы, мягко говоря, затруднительно: пришлось бы таскать за собой рояль, или трейлер с глиной, или подписаться на полную профнепригодность.

А с текстами можно работать где угодно, когда угодно и почти на чем угодно. Дом от не-дома отличается в этом плане только одним: принтером. Но Азия прекрасно принтеризирована - везде найдется лавчонка, где за небольшую плату можно распечатать или отсканить. К сожалению, не всегда эта лавчонка имеет доступ в интернет, и, с другой стороны, не всегда в интернет-кафе есть принтер, поэтому флешка - совершенно необходимый в путешествии предмет. Сохранять для распечатки документы нужно в pdf-формате, потому что всего остального тоже может не быть.

Естественно, нужен ноутбук. Таблетки типа iPad не подойдут, и даже не потому, что на них неудобно печатать - можно клавиатуру купить, а потому, что для них нет полноценных текстовых редакторов типа Word.  Я пользуюсь бесплатным OpenOffice, и он как шлем для мотоциклиста - нужен редко, но когда нужен, то очень. С удовольствием полностью перешла бы в облако на Google Docs, но они все еще недопилены: очень плохо работают offline, виснут на  больших текстах (книгу, например, не отредактируешь), не всегда корректно справляются с кириллицей.

Вторая веская причина, по которой таблетки не годятся, - Scrivener (обещают выпустить версию для iPad, но урезанную). Если вам, как и мне, всегда хотелось написать книгу, и уже есть какие-то идеи, отрывки, черновики, заметки, чужие тексты, вдохновляющие картинки, но разобраться в этой неупорядоченной массе не представляется возможным, страшно даже начинать, - то вам нужен Scrivener. Я его купила как только вышла версия под винды и только благодаря ему за полгода дописала роман, который выйдет в мае. До того безуспешно возилась два года.

Мой хороший друг однажды сказал мне в ответ на жалобы, что ничего не получается: "Я вообще не понимаю, в чем проблема написать книгу! Открываешь Word, садишься и пишешь!" - к сожалению, у меня это так не работает. Word и другие редакторы представляют текст в виде длинного цельного полотна - каким он, безусловно, и является на конечной стадии. А Scrivener позволяет писать маленькими-маленькими кусочками и организовывать их по-всякому "на лету".



Например, выбрать только сцены с участием Васи, а также Васино досье с фотками и ссылками,  и посмотреть, нет ли там противоречий. Посмотреть, что будет, если рассказывать историю не в хронологическом порядке, а наоборот. Окинуть взглядом все кусочки, в которых речь идет о синей вазе, подвигать их взад-вперед, распечатать разные варианты, посмотреть, как эффектнее. Открыть на одной половине экрана все любовные сцены с Васей, на другой - с Петей и проверить, не повторяются ли там метафоры. Написать подробный план с кучей вложенных папок. Выбрать только готовые кусочки, измерить их объем и убрать с глаз долой, оставив только недописанное. Поставить себе цель писать ежедневно столько-то слов/знаков. Посмотреть, как выглядел текст неделю назад и убедиться, что стало лучше. И еще много-много удобных приблуд, главная цель которых - избавить несчастного автора от леденящего душу ужаса перед огромным текстом, в котором всё должно быть красиво, логично, интересно и т.д.

Scrivener недешев ($40 Windows, $45 Mac, прямо сейчас на амазоне скидка 50%), но можно бесплатно поюзать его месяц, чтобы понять, насколько это удобно.

Для всего остального (дневники, заметки, архив, черновики) - по-прежнему Evernote. Я писала про его недостатки и с тех пор, увы, стало только хуже: некоторое время назад его взломали, эвернотчики не долго думая принудительно сбросили все пароли, в результате чего десятки тысяч людей потеряли свои несинхронизированные заметки. Суппорт, и без того ужасный, в этот тяжелый период просто вырубился. Русскоязычный суппорт - это вообще какое-то бесстыдное освоение бюджетов: на жалобы они реагируют в одном случае из ста, и, как правило, порют некомпетентную ерунду.

В общем, всё плохо, но альтернативы нет. За это время Google выдавил из себя приложение для заметок Keep, но оно пока что ничего не умеет, и десктопного клиента нет, так что это несерьёзно.

No comments:

Post a Comment