Friday 11 October 2013

Вещи для долгого путешествия

Чем длиннее становятся поездки, тем легче становится чемодан.

До сих пор хорошо помню мое первое самостоятельное путешествие (на каникулы домой) - чемоданов на колесиках тогда еще не изобрели, я пёрла по обледенелой Москве неподъемную сумку, останавливаясь через каждые три метра и пытаясь понять: что же я сделала не так? А я всего лишь упаковала все предметы, которые могли бы мне пригодиться: и блузку с бантом на случай похода в театр, и черные "лодочки", и лыжную куртку, и всю косметику, и все конспекты - на случай если мне вдруг захочется освежить в памяти латынь или историю КПСС.

С тех пор прошло лет примерно двадцать семь, и если эти года меня чему-то и научили, так это паковаться. Когда я в мае улетала из Бангкока, была красивая сцена. Передо мной стоял американец с тремя огромными чемоданами, и когда подошла его очередь, он мне сказал: "Уж извините, что у меня так много багажа - дело в том, что я путешествовал ТРИ НЕДЕЛИ!" А у меня на полгода было вещей сильно меньше:




Для начала немного физики. Абсолютно любой предмет материального мира имеет вес и объем. Поэтому при сборах важно не дать слабину и не брать ничего из серии "а вдруг пригодится". Ни одной лишней бумажки, ни одной вещи "на всякий случай" в чемодане быть не должно.

Начинается процесс с того, что я пытаюсь представить себе, какой меня ждет климат, и чем я собираюсь в этом климате заниматься. В прошлый раз я проехалась сквозь три сезона: условное "лето в городе" (умеренно жарко, вечером может быть свежо, слишком открытые сарафаны и шорты не всегда уместны), "осень/весна в городе" (может быть довольно промозгло, особенно вечером и утром, нужно какое-то утепление) и "лето в деревне у моря" (очень жарко, нужна амуниция для пляжа и купания). Сейчас собираюсь обойтись двумя: пришла к выводу, что море - это сильно переоцененное явление (как и морепродукты).

Дальше нужно решительно отбросить все мысли о катаклизмах и ориентироваться только на нормальную жизнь. Там, где есть проблема, имеются и средства ее решения: не стоит таскать с собой всю дорогу средство от комаров, оно продается там, где есть комары. То же и с лекарствами.

Одежда и обувь
  • Всё ко всему должно подходить, то есть любой "верх" должен сочетаться с любым "низом" и любой обувью.
  • Я не беру с собой никаких вещей, которые нужно гладить. Это несложно, потому что я их и не покупаю. 
  • Вещи, которые нельзя стирать в машине, тоже остались бы дома, если бы они у меня были. 
  • Ничего белого. Оно от стирки непонятными порошками в неизвестных машинах моментально сереет. Белое у меня есть, но постепенно изнашивается, а нового не покупаю. 
  • Никаких джинсов и джинсовых курток. Они тяжелые, объемные, не защищают ни от жары, ни от холода, долго сохнут.
  • Ничего без рукавов. Звучит странно, но единственный раз в жизни меня не пустили в ресторан, потому что на мне не было рукавов (сама кофточка была серьезного и благородного вида, никакого декольте - я в ней в офис ходила). С тех пор я не беру в поездки одежду без рукавов - просто чтобы не думать, пустят меня в ресторан (мечеть, или еще куда-нибудь) или нет.
  • Ничего самовязаного. Это боль! Я вяжу отличные кофточки. Но каждая весит 400-600 грамм. Магазинные легче раза в три.
  • Ничего, предназначенного исключительно для красоты. Если шарф защищает от ветра или солнца - окей, но если он нужен только в качестве "яркого пятна", то нет, спасибо. 
Гигиена

Ключ к успеху - занижение стандартов, плюс четкое отделение абсолютно необходимого от дополнительного. Если человек не представляет себе жизни без ежевечерней японской пятиступенчатой очистки кожи лица, то он должен признать две вещи: во-первых, все эти бутылочки изрядно весят, и во-вторых, рано или поздно всё кончается и надо будет потратить кучу времени и денег на то, чтобы найти то же самое в незнакомом месте. Или все-таки придется слезать с пятиступенчатой системы и переходить на систему "умывание водой". I know, I know - для многих женщин это звучит как "добровольно покрыть лицо плотной сеткой морщин". Но это, мягко говоря, не совсем так.

Производители, конечно, тоже хитрецы. Я еще помню времена, когда для мытья головы хватало шампуня, а лак для ногтей был одной маленькой бутылочкой. Теперь если ты красишь ногти, то кроме собственно двух-трех лаков нужно везти с собой базовое покрытие, верхнее покрытие, корректирующее средство, жидкость для снятия лака, укрепляющий лак, масло для ногтей, средство для обезжиривания (да-да, цинизм просто не знает границ - сначала тебе велят мазать ногти маслом, а потом, ухмыляясь, говорят, что на жирное лак не ложится).

Итак.
  • Никаких специальных путешественнических маленьких бутылочек и баночек (travel-size). Если еду на 2-3 дня, то это время вполне можно обойтись гостиничным шампунем, а с собой взять один крем для всех частей тела - он весит 50 грамм, и это меньше, чем несколько специальных баночек-бутылочек. А когда еду надолго, то они тем более бессмысленны.
  • Ничего жидкого. Оно проливается и портит другие вещи.
  • Всё, что с уверенностью можно купить на месте, покупается на месте и там же оставляется. Ну тут, понятное дело, важно не заводить любимчиков, а то будешь страдать оттого что гель для душа не пахнет анатолийской лилией и калабрийской фигой.
  • Никакой декоративной косметики. То есть вообще никакой. 
  • Ничего электрического. Если уж очень хочется уложиться феном, то можно сходить в парикмахерскую - у них, кстати, и получается лучше. К счастью, мне хочется редко. 
Все остальное

Тут два жестких правила:
  • Каждой твари - по одной.
  • Никакие функции не дублируются.
То есть: один ноутбук. Одни темные очки. Один телефон. Одна зарядка. Часы и mp3-плейер остаются дома, потому что есть в телефоне. Один перочинный нож. Один кипятильник. Одна кружка.

На пути к идеалу

При таком раскладе у меня получается вполне компактный и нетяжелый багаж, в котором есть все необходимое на полгода и дольше. Однако есть еще куда совершенствоваться. Взять хотя бы сам чемодан: зачем он мне? Все мои вещи вполне уместились бы в ручную кладь. По сути, единственный предмет, ради которого я вообще сдаю чемодан в багаж - это перочинный нож, и что с этим делать, я пока не придумала. Да, я знаю, что в каких-то аэропортах перочинные ножи отбирают не насовсем, а возвращают в конце полета, но сама сталкивалась только с окончательным и бесповоротным изъятием (а хороший нож стоит дофига денег - 30 евро).

Далее: я слишком мерзлявая (плюс пижама и шерстяные вещи). Наверное, надо обливаться холодной водой или что-то в этом духе.

Ещё: собираюсь постепенно перейти с хлопчатобумажного белья на микрофибровое - оно существенно меньше весит и места занимает.

Моя слабость: чай. Надо или перестать его пить совсем, или перейти на пакетики. В Таиланде хороший чай найти невозможно, поэтому я везу с собой грамм 300-400, а когда он заканчивается, страдаю.

Бумажные книги: в этот раз собираюсь взять целых две. Одну я перевожу для собственного удовольствия (начала еще в прошлом тысячелетии, и даже уже закончила, но надо же ее отредактировать). Вторая - учебник тайского. В прошлый раз я ездила без него, потому что он у есть в .pdf, но там так сложно разбирать закорючки, что я маловато продвинулась.

Надеюсь, что хотя бы один человек извлек хотя бы одну полезную мысль из этого длиннющего текста.

No comments:

Post a Comment