Tuesday 5 March 2013

Письмо в лагерь (про чижика)

Раз сегодня все делятся такими письмами, я тоже покажу, из собственного архива: моему деду Константину Петровичу Ланге писал его племянник Дода (Леонид). Дед попал под раздачу раньше, чем все остальные, - в 1933 году. Он тогда работал под началом Владимира Симиренко, занимаясь селекцией яблонь и груш. Симиренко расстреляли, а деда в 1937 году выпустили.

Дед прожил долгую и очень счастливую жизнь. Он всегда делал то, что хотел и любил. И даже в заключении занимался озеленением строившегося тогда канала Москва-Волга,  разработал какой-то очень удачный способ посадки растительности, чтобы берега не осыпались, за что получил благодарность начальника лагеря.

Реабилитировали его только после смерти Сталина, когда деду было уже за пятьдесят. До того он не имел права жить в городе, работал агрономом в деревне, но после реабилитации сделал потрясающую научную карьеру: написал несколько книг, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал профессором Самарского пединститута. Всё это - оставаясь беспартийным. А еще он после пятидесяти выучился водить машину и водил до восьмидесяти. И бросил курить, а курил всю жизнь со страстью, сам выращивал табак, сам его сушил и коптил, но вот надоело - бросил и никогда больше об этом не вспоминал.

Судьба его племянников сложилась куда драматичнее. Во время войны их с матерью угнали в Германию, но Витя - старший мальчик, которому тогда было лет четырнадцать, сумел спрыгнуть с поезда и ушел к партизанам. А Леонида с матерью освободили американцы и они уехали в США. Больше братья никогда не виделись.

Вот это письмо:



А это мой дед возвращается с добычей:


1 comment: